RusBonds
29.09.2021
«Лизинг-Трейд», Алексей Долгих: Осенью мы планируем разместить облигации еще на 300 млн руб. и привлекать за счет бондов 30% объема фондирования
«Лизинг-Трейд» разместил в этом году облигации на 200 и 500 млн руб. и планирует осенью еще один выпуск объемом 300 млн руб. Компания придерживается диверсифицированной структуры фондирования: за счет банковских кредитов привлекается 70% необходимых оборотных средств, облигационные займы приносят 27%, кредиты физических и юридических лиц – 3%. В будущем планируется привлекать за счет бондов 30% объема фондирования, а долю банковских кредитов снизить до 60%. «Лизинг-Трейд» видит неоспоримые плюсы привлечения средств за счет облигационных займов в отсутствии обременения кредитно-рисковой политикой банка и возможности тратить деньги согласно своей стратегии, наличии фиксированной ставки и диверсификации источников фондирования. О своей стратегии на рынке лизинга, специфике работы с различным имуществом, ключевых трендах рынка и преимуществах фондирования за счет облигаций в интервью RusBonds рассказал генеральный директор компании «Лизинг-Трейд» Алексей Долгих.

Каков, на ваш взгляд уровень развития российского рынка лизинга на сегодняшний день?

Проникновение лизинга растет по всем направлениям. Но нужно делить лизинг на корпоративный и розничный. Корпоративный сектор – это масштабные покупки: самолеты, поезда и др. Если убрать его из расчета, то сложно объективно сказать, присутствует ли положительная динамика. Мы работаем в «рознице». Наш бизнес ограничен нехваткой техники по всем позициям. Из-за этого рост замедляется. Будет ли рост во втором полугодии? Возможно, но незначительный.

Как изменился рынок в период пандемии? Произошло ли снижение спроса? Стало ли больше должников?

Было две волны. Сначала деловая активность была парализована, большинство компаний встало – и клиенты, и поставщики. Затем клиенты начали работать, но поставщики оставались на карантине. После окончания локдауна произошел мощный откат назад в первые 1,5 месяца, а потом динамичный рост в конце года. Честно, мы такого не ожидали. Поэтому прошлый год закрыли неплохо – объем нового бизнеса на уровне 2019 года.

Должников в моменте, по нашим меркам, было много – около 2-2,5%, но в течение 1-2 месяцев большая часть из них вошла в график платежей. Остались должны те, у кого был неэффективный бизнес или слабая бизнес-модель. Такие договоры пришлось расторгнуть, а технику изъять. Вторая волна должников, ожидаемо, накрыла в начале этого года. Это те компании, которые зависят от госконтрактов. Бюджеты сократились, тендеров разыгрывать стали меньше, но это было вполне прогнозируемо. Сейчас ситуация восстанавливается. Например, рынок пассажирских перевозок уже выходит на допандемийные объемы.

Какова ваша политика работы с должниками?

В начале пандемии 90% наших клиентов попросили отсрочку на 1-2 месяца. Мы пошли им навстречу. Потом большинство вошли в график и все оплатили. Если происходит форс-мажор, когда человек не может повлиять на ситуацию и нужно время, чтобы перестроиться (пожар, несчастный случай и т.д.), мы всегда стараемся ему помочь. Но если у клиента операционно бизнес работает в минус и у него все было плохо и до пандемии, то тут вариантов нет. Нет смысла спасать неэффективный бизнес. В таком случае мы попросим добровольно поставить имущество на стоянку (до полного погашения задолженности) или изымем самостоятельно.

Какова специфика лизинга автотранспорта и оборудования? Какие направления для вас являются ключевыми?

Во-первых, автотранспорт – более ликвидный товар, в этом сегменте больше конкуренция и меньше маржа. Оборудование менее ликвидно, и мало кто умеет с ним работать, отсюда и маржинальность выше. Если ты изъял машину, ее легко продать, а если изъял оборудование, то тут сложнее. Нужно обладать специальными знаниями, складами и т.д., чтобы успешно его реализовать.

Во-вторых, оборудование изымается очень тяжело, особенно если оно серьезно интегрировано в линии, здания. Можно чисто физически не изъять. Поэтому требования к клиентам по оборудованию всегда выше. На рынке лизинга компаний, которые специализируются профессионально на финансировании оборудования, буквально 3-4 штуки. Также оно может быстро устареть. Технологии, стандарты меняются слишком быстро. То, что было актуальным в медицине в прошлом году, уже неактуально сегодня. А основные риски работы с автотранспортом лишь в том, что машину можно разобрать на запчасти и угнать куда-то в удаленные регионы или другие страны. Сравнивая эти два типа техники по рискам, как правило, лизинговые компании выбирают риски, связанные с автомобилями.

«Лизинг-Трейд» специализируется на лизинге автотранспорта. Это легковые авто, коммерческий транспорт и спецтехника. Оборудование тоже есть, но значительно меньше, как сопутствующее направление. Сейчас его в портфеле около 10%. Мы даем оборудование только повторным или крупным клиентам, просто так его получить тяжело. У нас очень богатый опыт работы с оборудованием, раньше его было около 30%. Но когда мы поняли все риски и тонкости, то поменяли стратегию.

Как соотносятся размеры платежей по лизинговым контрактам по сравнению с аналогичными платежами за аренду?

В лизинговый платеж включается часть стоимости имущества и плата за пользование им, плюс переход права собственности по окончании лизинга. Это определенная форма выкупа в рассрочку. Арендный платеж подразумевает только плату за эксплуатацию техники. Только в краткосрочной перспективе (до 6-9 месяцев) аренда экономически оправдана.

Опишите портрет типичного лизингополучателя. Каков сегодня средний чек сделки? Насколько диверсифицирован портфель?

Наш клиент – это представитель микро и малого бизнеса с выручкой 15-100 млн руб., имеющий несколько контрактов от крупных заказчиков на услуги, работы (транспортные, строительные и пр.). Наибольшее количество сделок – с имуществом стоимостью 5-8 млн руб., если это строительство, и 10-15 млн руб., если это транспортные услуги.

Если говорить о диверсификации, 90% портфеля «Лизинг-Трейд» — это транспорт и спецтехника. Количество действующих клиентов – около 1000 на 01.09.2021. У нас кредитно-рисковая политика построена так, что мы каждый месяц оцениваем портфель и следим за его диверсификацией. Анализируем, нет ли у нас перевеса в продуктовой линейке, авансах, отраслях. Ставим задачи, где нам лучше набирать клиентов. У нас нет цели «набить» портфель любой ценой, мы стремимся выдержать те показатели, которые мы сами перед собой поставили. Выдержать их с точки зрения диверсификации.

Также у нас портфель диверсифицирован по географическому признаку. Сейчас в основном это Поволжье, Свердловская и Тюменская области. У нас есть цель, чтобы за границами Татарстана было как можно больше нашего бизнеса.

Произошел ли за последнее время рост спроса на онлайн-услуги и рост данного направления в вашей компании?

Да, рост определенно есть. Как и в других сферах, пандемия значительно ускорила процесс внедрения ИТ-решений на лизинговом рынке. Сегодня нашим клиентам доступна возможность дистанционного оформления сделок посредством электронного документооборота, никаких бумаг и личных встреч. Это значительно быстрее, оптимизирует трудозатраты и намного удобнее для клиента.

Также пользователям доступен личный кабинет на сайте компании. Там можно самостоятельно выгрузить все необходимые бухгалтерские документы, оформить досрочное погашение. Мы активно работаем над совершенствованием функционала сайта и личного кабинета, чтобы клиент мог оформить все необходимые услуги онлайн. В конце текущего года планируем запустить «Личный кабинет 2.0».

Какие тенденции будут определять развитие рынка лизинга в ближайшее время, по вашему мнению?

Глобальный тренд – переход к шеринговой экономике, переход на подписки во всем. Также будет и дальше расти проникновение лизинга. Все больше людей узнают о нем, для чего он и как им пользоваться. Скоро лизинг станет популярен на уровне кредитования. Но есть сдерживающие факторы – ограниченное количество имущества, рост инфляции и девальвация рубля, которые скажутся на стоимости собственности. А также падение дохода: компаниям становится сложнее покупать имущество, многим приходится пересаживаться на более дешевые модели.

Какова структура собственности вашей компании?

99,86 % «Лизинг-Трейд» владеет Оскар Прокопьев, 0,14 % – генеральный директор Алексей Долгих.

Каковы основные финансовые показатели «Лизинг-Трейд» по итогам 1 полугодия 2021 года?

Выручка по РСБУ за 1-ое полугодие 2021 – 1,5 млрд руб. Лизинговый портфель на 01.07.2021 – 5,5 млрд руб.

В этом году вы разместили облигации на 200 и 500 млн руб. На что были потрачены средства?

Все заемные средства направлены на финансирование договоров лизинга (приобретение транспорта и спецтехники с целью передачи в лизинг, около 200 единиц). У компаний, которые работают с крупными федеральными банками, есть обязательные ковенанты на то, куда могут быть потрачены заемные средства. Не важно какие – кредитные или облигационные займы. Подобные ограничения есть и у нас. Мы можем эти деньги потратить только на финансирование договоров лизинга. Категорически запрещено направлять данные средства на погашение предыдущих облигационных выпусков, кредитов или что-то еще.

Расскажите о специфике фондирования. Как компания привлекает средства, каков процент банковского фондирования, какая часть привлекается за счет бондов?

Компания «Лизинг-Трейд» придерживается диверсифицированной структуры фондирования, о чем положительно было отмечено в релизе АКРА при подтверждении рейтинга в сентябре 2021 года. На текущий момент структура следующая: банковские кредиты – 70%, облигационные займы – 27%, займы физических и юридических лиц – 3%.

Средняя ставка привлечения на 01.09.2021 – 10,5 %. В рамках нашей стратегии мы стремимся, чтобы 30% фондирования обеспечивали облигационные займы, 60% – банковские кредиты. Остальное – собственные средства и привлеченные от инвесторов.

В чем плюсы и минусы для вас привлечения средств путем размещения облигаций?

Облигации дороже, чем банковское фондирование, подготовительная работа сложнее, чем при оформлении кредитной линии. Нужно провести много проверок и согласований (с организатором, биржей, аудиторами и т.д.), получить рейтинг, заплатить повышенную ставку для первого размещения.

Банковское фондирование дешевле. В тех банках, где уже есть кредитные линии, их намного проще оформить, надо только отправить заявку.

Плюсы фондирования за счет облигационных займов в том, что в данном случае мы не обременены кредитно-рисковой политикой банка. Мы сами планируем свою кредитную стратегию, на что тратить деньги, как их размещать, на какие сроки, в какое имущество вкладывать.

Второй плюс – фиксированная ставка, несмотря на то, что в моменте она может быть дороже, чем ставка кредита. На сегодняшний день очевидна тенденция к повышению ставок, и банки тоже начнут это делать. А в облигационных деньгах ставка зафиксирована, и проще рассчитать потоки от клиентов, не снижать маржу в моменте.

Третий плюс – это диверсификация источников фондирования. Завтра ЦБ может прийти в голову все, что угодно, – например, пересмотрят нормы резервирования для лизинговых компаний, что может поставить в затруднительную ситуацию, если будет только банковский источник фондирования. Поэтому облигации – это дополнительный источник для стабильности компании. Если бы в размещении бондов были одни минусы и только этот плюс, то уже следовало бы пользоваться облигациями. Это тот риск, который никто не может проконтролировать. Какое решение завтра примет ЦБ, как будут работать банки? А от этого зависит работа лизинговой отрасли.

Осенью вы планируете разместить еще один выпуск облигаций. Расскажите об основных параметрах размещения.

Да, мы планируем выпуск объемом 300 млн руб. сроком на 5 лет, погашение с 49-го месяца. Ставка будет определена ближе к дате размещения.